gerbRB
gerbbob

Бобруйск Жилкомхоз

На службе у народа

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Poryadokvzhizni

Навигация по разделу

Порядок подачи и рассмотрения обращений

Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц регламентируется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь:

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 306-З.

Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2012 г. № 667 "О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц"

Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 "О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения"

ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, А ТАКЖЕ ИНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

23 января 2016 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее - Закон). Изменения и дополнения внесены на основании Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 306-З. Со вступлением в силу новой редакции Закона дополнены и существенно изменены некоторые его нормы.

Основные понятия, виды обращений

Обращение - индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме (ст.1 Закона).

Согласно законодательству Республики Беларусь все обращения можно разделить на несколько видов:

 

 

В Законе установлено значение термина заявитель: это гражданин или юридическое лицо, подавшие (подающие) обращение.

Законом гарантируется право заявителей на обращение в организации и к индивидуальным предпринимателям. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, представительства иностранных организаций пользуются правом на обращение наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь.

Граждане могут реализовывать свое право на обращение лично либо через своих представителей. При этом личное участие гражданина при подаче и рассмотрении обращения не лишает его права иметь представителей, равно как и участие представителей не лишает граждан права на личное участие при подаче и рассмотрении обращений (ст.4 Закона).

Представлять интересы заявителя можно на основании актов законодательства, актов уполномоченных на то государственных органов либо оформленной в установленном порядке доверенности.

Права заявителей

Заявители при подаче и рассмотрении обращений имеют следующие права:

• подавать обращения, излагать доводы должностному лицу, проводящему личный прием.

Руководители и должностные лица организаций не вправе отказать заявителю при подаче обращения, за исключением случаев, установленных законодательством;

• знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Данной нормой гарантируется право заявителя знакомиться с материалами, относящимися к рассмотрению обращения на любой стадии его рассмотрения;

• представлять дополнительные документы и (или) сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме, в случае, если истребование таких документов и (или) сведений не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в документах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Таким образом, заявители вправе представлять дополнительные документы, относящиеся к рассмотрению своего обращения, а также истребовать подобные документы на любой стадии рассмотрения обращения;

• отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу.

Заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного заявления.

В случае отзыва заявителем своего обращения организация, индивидуальный предприниматель прекращают рассмотрение этого обращения по существу и возвращают заявителю оригиналы документов, приложенных к обращению;

• получать ответы (уведомления) на обращения;

• обжаловать в установленном порядке ответы на обращения и решения об оставлении обращений без рассмотрения по существу;

• реализовывать иные права, предусмотренные Законом и иными актами законодательства.

Обязанности заявителей

Заявители обязаны:

• соблюдать требования Закона;

• подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией;

• вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

В случае употребления нецензурных слов и выражений, а также оскорбления должностных лиц организаций либо индивидуального предпринимателя заявитель может быть привлечен к административной ответственности. Кроме того, у лица, оскорбленного подобными действиями, имеется право возместить понесенный моральный вред в судебном порядке;

• своевременно информировать организации, индивидуальных предпринимателей об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения в период рассмотрения обращения.

В случае изменения места жительства (места пребывания) заявитель может не получить письменный ответ на свое обращение в установленный срок. Кроме того, может возникнуть необходимость личного участия заявителя в рассмотрении обращения;

• исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом и иными законодательными актами.

Права организаций, индивидуальных предпринимателей

В новой редакции Закона прописаны права организаций и индивидуальных предпринимателей, в адрес или в отношении которых поступило обращение.

Организации, индивидуальные предприниматели имеют право:

• запрашивать в установленном порядке документы и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях;

• обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения;

• осуществлять иные права, предусмотренные Законом и иными актами законодательства.

Обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны:

• обеспечивать внимательное, ответственное, доброжелательное отношение к заявителям;

• не допускать формализма, бюрократизма, волокиты, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к заявителям;

• принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений;

• принимать законные и обоснованные решения;

• информировать заявителей о решениях, принятых по результатам рассмотрения обращений;

• принимать в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителей;

• обеспечивать контроль за исполнением решений, принятых по обращениям;

• решать в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущено нарушение прав, свобод и (или) законных интересов заявителей;

• разъяснять заявителям порядок обжалования ответов на обращения и решений об оставлении обращений без рассмотрения по существу в случаях, предусмотренных Законом;

• исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом и иными актами законодательства.

Требования, предъявляемые к обращениям

Новая редакция ст.19 Закона устанавливает перечень расходов, которые могут быть взысканы с заявителей:

• суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений;

• почтовые расходы;

• расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения;

• другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения.

Перечень расходов, связанных с рассмотрением обращений, не является исчерпывающим.

Законом установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых письменное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу:

• обращение не соответствует требованиям, предъявляемым Законом (перечислены выше);

• обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения являются обращениями работника к нанимателю либо когда в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;

• обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

• пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;

• заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;

• с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

Сроки и порядок рассмотрения обращений

Исходя из ст.11 Закона, подача заявителями заявлений и предложений сроком не ограничивается. Однако заявителям необходимо учитывать, что для рассмотрения обращений установлен общий срок исковой давности - 3 года.

Таким образом, жалобы могут быть поданы заявителями в течение 3 лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов. В случае если данный срок пропущен по уважительной причине (тяжелое заболевание, инвалидность, длительная командировка и др.), наличие которой подтверждено соответствующими документами, представленными заявителем, этот срок подлежит восстановлению по решению руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

Срок рассмотрения обращения исчисляется со дня, следующего за днем регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений организации, индивидуального предпринимателя.

Сроки рассмотрения обращений:

Срок рассмотрения обращений, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца этого срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок рассмотрения обращений истекает в последний день этого месяца.

Если последний день срока рассмотрения обращений приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Частью первой ст.17 новой редакции Закона установлены сроки рассмотрения обращений, направленных лично депутату Палаты представителей, члену Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутату местного Совета депутатов при их отсутствии в связи с уважительными причинами.

Сроки рассмотрения обращений, направленных перечисленным должностным лицам, отсутствующим в связи с отпуском, временной нетрудоспособностью, служебной командировкой, исчисляются со дня, следующего за днем окончания отпуска, временной нетрудоспособности, служебной командировки.

Требования к письменным ответам (уведомлениям) на письменные обращения

Письменные ответы (уведомления) на письменные обращения должны быть изложены на языке обращения. Ответ должен быть обоснованным и мотивированным (при необходимости - со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей.

В письменных ответах на жалобы в отношении действий (бездействия) организаций, индивидуальных предпринимателей и их работников должны содержаться анализ и оценка указанных действий (бездействия), информация о принятых мерах в случае признания жалоб обоснованными.

Если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений либо об оставлении обращений без рассмотрения по существу, в таких ответах указывается порядок их обжалования.

Письменные ответы (уведомления) на письменные обращения подписываются руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или уполномоченными ими должностными лицами.

Рассмотрение электронных обращений

Государственный орган, иная государственная организация обязаны разместить на официальном сайте информацию о способе либо способах подачи электронных обращений в этот государственный орган, иную государственную организацию (ст.25 Закона).

Законом предусмотрены два способа подачи электронных обращений:

1) направление на адрес электронной почты;

2) размещение в специальной рубрике на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.

Рассмотрение поступивших электронных обращений является обязательным для государственных органов и иных государственных организаций. Для других организаций, например, коммерческих частной формы собственности, рассмотрение поступивших электронных обращений будет являться обязательным, если такой порядок рассмотрения обращений установлен руководителем организации (вышестоящей организации).

К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия. В случае если такие электронные копии документов не будут представлены, электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу.

Отзыв электронного обращения осуществляется путем подачи письменного заявления либо направления заявления в электронной форме тем же способом, которым было направлено электронное обращение (п.3 ст.25 Закона).

Если для рассмотрения электронного обращения по существу необходимо указание персональных данных заявителя или иных лиц, за исключением содержащихся в обращении, заявителю предлагается обратиться с устным или письменным обращением (п.4 ст.25 Закона).

На электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления) в случаях, если:

1) заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;

2) в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).

Законом установлен порядок ответа на электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей, которые носят массовый характер.

Ответы на такие обращения по решению руководителя государственного органа или иной государственной организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте государственного органа или иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям.

Ответственность должностного лица

За нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Так, согласно ст.9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.

Законодательством об обращениях граждан предусмотрено, что обращения ( предложения, заявления, жалобы) граждан и юридических лиц, независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в организации, в компетенцию которой входит рассмотрение изложенных в обращении вопросов.

По вопросам эксплуатации, технического обслуживания жилищного фонда, а именно: ремонт ограждающих конструкций жилых домов, содержание придомовых территорий, вывоз крупногабаритного мусора и листвы, санитарная обработка подвалов, а также другие работы, обеспечивающие надлежащее техническое и санитарное состояние жилых домов, граждане первоначально могут обратиться в жилищно-эксплуатационные участки (ЖЭУ) по месту жительства как письменно, так и устно на личном приеме руководством ЖЭУ, а также могут оставить заявку в приемной ЖЭУ или по телефону.

Начальниками ЖЭУ личный прием по месту жительства осуществляется: по средам с 14.00 до 20.00, по четвергам с 08.00 до 13.00, главными инженерами ЖЭУ: по вторникам с 14.00 до 20.00, по субботам с 08 .00 до 13.00.

ЖЭУ являются структурными подразделениями предприятий по обслуживанию жилищного фонда КУП "ЖРЭУ Ленинского района г. Боруйска" и КУП "ЖРЭУ Первомайского района г. Боруйска".

При несогласии с принятыми решениями по обращениям граждан в ЖЭУ, непринятии руководством ЖЭУ надлежащих мер по обращениям, а также по другим вопросам, касающимся эксплуатации жилищного фонда. Граждане вправе обратиться к руководству этих предприятий письменно, устно на личном приеме, по телефону в дни проведения "прямых линий с населением" или к специалистам в службы по работе с обращениями граждан.